Наш адрес: г.Калининград, ул.Дрожжевая, д.3 | Телефон 8(4012)64-39-56 Главная | Карта сайта | Контакты |

Рабочие программы

учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), 

предусмотренных АООП ЗПР

Адаптированная основная общеобразовательная программа

дошкольного образования для детей с задержкой психического развития

Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития (АООП ДО для детей с ЗПР), реализуемая в МАДОУ, составлена в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утверждён 17 октября 2013 года).

Нормативные сроки обучения по программе – 5 лет. 

     В АООП ДО представлены календарный учебный график и учебный план, которые являются составной частью программы.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР МАДОУ ЦРР д/с № 131 Скачать

Описание АООП ДО для детей с ЗПР (краткая презентация)

     Данная программа адаптирована для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющих задержку психического развития, с учётом их психофизических особенностей и индивидуальных возможностей. Программа ориентирована на детей 3-8 лет   группы компенсирующей направленности.

      Задержка психического развития – это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития, деятельности. Специфические особенности развития этой категории детей негативно влияют на своевременное формирование всех видов дошкольной деятельности: изобразительной, игровой, конструктивной. Полиморфность нарушений и разная степень их выраженности определяют различные возможности детей в овладении основной образовательной программой на дошкольном этапе.

     Цель программы  проектирование модели образовательной и коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития детей с ЗПР дошкольного возраста, их позитивной социализации, интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

     Задачи программы:

  • создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий;
  • создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ЗПР; создание атмосферы психологического комфорта
  • обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
  • целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
  • выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;
  • подготовка детей с ЗПР ко второму уровню обучения (начальная школа) с учетом целевых ориентиров дошкольного образования и АООП НОО для детей с ЗПР;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ЗПР; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР;
  • проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды.

Программа учитывает наиболее общие возрастные характеристики детей с ЗПР, которые реализуются в различных видах деятельности:

  • игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, др.),
  • коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
  • познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними),
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд в помещении и на улице,
  • конструирование из различного материала (конструкторы, модули, бумага, природный и иной материал),
  • изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация),
  • музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и
  • двигательная деятельность (овладение основными движениями).

      Содержание Программы составлено с учётом  основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др., а также «Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под редакцией Л.Б. Баряевой,  Е.А. Логиновой,

     Образовательный процесс строится, в соответствии с содержанием Программы, по пяти образовательным областям и включённым в них культурным практикам:

  • образовательная область  «Социально-коммуникативное развитие»;
  • образовательная область  «Познавательное развитие», культурные практики:

  - формирование элементарных математических представлений,

  - мир природы,

  - предметное окружение и социальный мир;

  • образовательная область «Речевое развитие», культурные практики:

  - развитие речи,

  - подготовка к освоению грамоты,

  - детская литература;

  • образовательная  область «Художественно-эстетическое развитие», культурные практики:

  - музыкальное воспитание,

  - изобразительная деятельность;

  • образовательная область «Физическое развитие».

     Успешность реализации Программы во многом зависит от грамотно построенной системы взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся. Это возможно при условии:

   - единства подходов к реализации целевых установок развития и воспитания дошкольников;

   - взаимного уважения участвующих в совместной деятельности сторон при понимании специфики решаемых задач каждым её участником;

   - учёта всеми субъектами воспитания возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

   - использования эффективных форм взаимодействия: совместные проекты, экскурсии, встречи с интересными людьми и т. д

     Программа предлагает такие формы работы с родителями:

  • информационное взаимодействие с родителями: родительские уголки в группе, стенды, памятки, буклеты, папки-передвижки, стендовые и панельные презентации;
  • беседы, консультации, родительские собрания, семинары-практикумы, тренинги, лекции, мастер-классы;
  • педагогические гостиные, круглые столы, «вечера вопросов и ответов», родительские клубы по интересам;
  • совместные праздники с детьми и родителями, Дни открытых дверей для родителей;
  • детско - взрослые проекты (групповые спектакли, походы, спортивные соревнования);
  • экскурсии на предприятия и в организации по месту работы родителей,
  • горячая линия для родителей, работа с предложениями и инициативой родителей; дискуссионные площадки для родителей, родительская школа с использованием дистанционного обучения родителей; освещение лучшего семейного опыта воспитания детей-дошкольников на станицах официального сайта МАДОУ;
  • очная школа для родителей «Компетентный родитель», приглашение родителей для оказания посильной помощи ДОУ и др.
  • изучение семейной ситуации, традиций семьи в воспитании детей, пр. через анкетирование, посещение на дому, беседы, и формирование банка данных об особенностях развития и воспитания в семье;
  • консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей-дошкольников, деятельность консультпункта;
  • периодические выпуски газеты для родителей.

Рабочая программа ОО Физическая культура для детей с ЗПР 4-5 лет Скачать

Аннотация к рабочей программе ОО "Физическое развитие" для детей с ЗПР, 4-5 лет

 Данная программа составлена на основании адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МАДОУ ЦРР д/с № 131 (образовательная область «Физическое развитие»). Предназначена для дошкольников 4-5 лет.

     Основная форма реализации данной программы – образовательная деятельность (занятие). Продолжительность занятия – 20 минут. Периодичность проведения – 3 раза в неделю; общее количество занятий в год – 108 занятий.

  Цель освоения программы: приобретение двигательного опыта, связанного с выполнением упражнений, приобретение физических качеств, способствующих формированию опорно-двигательной системы организма, развитие крупной и мелкой моторики, овладение подвижными играми с правилами; становление  саморегуляции в двигательной сфере.

 Программа состоит из двух разделов: «Физическая культура» и «Подвижные игры». В результате их освоения ребёнок совершенствует двигательные умения и навыки, умеет ходить и бегать  с согласованными движениями рук и ног, отрабатывает навыки правильного выполнения прыжка на двух ногах на месте и с продвижением вперед, умеет энергично отталкивать мяч при катании, бросании, продолжает совершенствовать умение соблюдать элементарные правила в подвижных играх.


Рабочая программа ОО Художественно-эстетическое развитие Музыка для детей с ЗПР 4-5 лет Скачать

Аннотация к рабочей программе ОО «Художественно – эстетическое развитие» Музыка, для детей с ЗПР 4-5 л.

  Программа составлена с учетом содержания образовательной области «Художественно – эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МАДОУ ЦРР д/с № 131. Предназначена для дошкольников 4-5 лет.

     Основная форма реализации данной программы – образовательная деятельность (занятие). Продолжительность занятия – 20 минут. Периодичность проведения – 2 раза  неделю. Общее количество занятий в год – 72 занятия.

       Цель освоения программы: Приобщение к музыкальному искусству, формирование основ музыкальной культуры, воспитание интереса к музыкально – художественной деятельности; развитие предпосылок музыкальных способностей, музыкального творчества.

       Задачи:

  • Вызывать интерес к музыке, желание её слушать, эмоциональную отзывчивость.
  • Обучать подпеванию.
  • Совершенствовать навыки основных движений.
  • Продолжать формировать навыки танцевальных движений.
  • Способствовать развитию эмоционально – образного исполнения музыкально – игровых и сказочных образов.
  • Знакомить с некоторыми детскими музыкальными инструментами.

В результате освоения данной программы ребёнок с ЗПР проявляет интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость, желание слушать музыкальные произведения и подпевать знакомую песню; самостоятельно выполняет знакомые танцевальные движения; с желанием повторяет новые танцевальные  движения; продолжает развивать  эмоционально – образное  исполнение музыкально – игровых   и сказочных образов; знаком  с некоторыми детскими музыкальными инструментами,  может назвать их и исполнить на них простейшие музыкальные фразы.


Рабочая программа ОО Художественно-эстетическое развитие Лепка, аппликация, конструирование для детей с ЗПР 4-5 лет Скачать

Аннотация к рабочей программе для детей с ЗПР ОО «Художественно – эстетическое развитие. Лепка, аппликация, конструирование, 4-5 л.    

      Программа составлена с учетом содержания образовательной области «Художественно – эстетическое развитие. Изобразительная деятельность» адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МАДОУ ЦРР д/с № 131. Предназначена для дошкольников 4-5 лет

     Основная форма реализации данной программы – образовательная деятельность (занятие). Продолжительность занятия – 20 минут. Периодичность проведения – 1 раза в три недели (лепка). Общее количество занятий в год – 12 занятия. Периодичность проведения – 1 раза в три недели (аппликация). Общее количество занятий в год – 12 занятия. Периодичность проведения – 1 раза в три недели (конструирование). Общее количество занятий в год – 12 занятия.  Общее количество занятий программы – 36.

Цель освоения программы: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

      Задачи:

  • Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
  • Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности, совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.
  • Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства
  • Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

В результате освоения данной программы ребёнок с ЗПР в рисовании изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты; подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам; правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками; в лепке умеет отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговым движениями ладоней.


Рабочая программа ОО «Художественно – эстетическое развитие" Рисование, для детей с ЗПР, 4-5 лет Скачать

Аннотация к рабочей программе для детей с ЗПР ОО «Художественно – эстетическое развитие" Рисование, 4-5 л.    

   Программа составлена с учетом содержания образовательной области «Художественно – эстетическое развитие. Изобразительная деятельность» адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МАДОУ ЦРР д/с № 131. Предназначена для дошкольников 4-5 лет.

Основная форма реализации данной программы – образовательная деятельность (занятие). Продолжительность занятия – 20 минут. Периодичность проведения – 1 раза в неделю. Общее количество занятий в год – 36 занятия.

       Цель освоения программы: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

      Задачи:

  • Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
  • Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности, совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.
  • Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства
  • Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

В результате освоения данной программы ребёнок с ЗПР в рисовании изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты; подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам; правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками; в лепке умеет отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговым движениями ладоней.


Рабочая программа ОО «Социально-коммуникативное развитие" Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения для детей с ЗПР, 4-5 лет Скачать

Аннотация к рабочей программе ОО «Социально-коммуникативное развитие" Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения для детей с ЗПР, 4-5 л.

 Программа составлена с учетом содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МАДОУ ЦРР д/с № 131. Предназначена для дошкольников 4-5 лет.

Основная форма реализации данной программы – образовательная деятельность (занятие). Продолжительность занятия – 20 минут. Периодичность проведения – 1 раз в 2 недели. Общее количество занятий в год – 18 занятий.  

Цель освоения программы:

Расширение представлений дошкольников 4-5 лет об объектах окружающего мира, о предметах, необходимых в разных видах деятельности; обогащение социальных представлений о людях, их профессиях, отношениях между взрослыми и детьми.

      Задачи:

  • Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств.
  • Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам.
  • Обогащать социальные представления о людях — взрослых и детях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми.
  • Познакомить с предметами русского быта некоторыми национальными традициями и праздниками.

 В результате освоения данной программы ребёнок проявляет любознательность: задает поисковые вопросы, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности; включается в исследовательскую деятельность, использует поисковые действия; проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении; понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, использует их в своей речи; проявляет интерес к другим людям, их действиям, профессиям.


Рабочая программа ОО Познавательное развитие Исследование объектов живой и не живой природы для детей с ЗПР 4-5 лет Скачать

Аннотация к рабочей программе ОО «Познавательное развитие» Исследование объектов живой и не живой природы, для детей с ЗПР 4-5 л.

 Программа составлена с учетом содержания образовательной области «Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы» адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МАДОУ ЦРР д/с № 131. Предназначена для дошкольников 4-5 лет.

     Основная форма реализации данной программы – образовательная деятельность (занятие). Продолжительность занятия – 20 минут. Периодичность проведения – 1 раз в 2 недели. Общее количество занятий в год – 18 занятий.

       Цель освоения программы: Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об особенностях природы.

Задачи:

  • Расширить представления о растительном и животном мире.
  • Формировать первичные представления о природном многообразии планеты Земля.
  • Формировать элементарные экологические представления.
  • Формировать понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
  • Воспитывать любовь к природе, желания беречь ее.

    В результате освоения данной программы ребёнок пятого года жизни с ЗПР имеет представления о домашних животных, декоративных рыбках, птицах, о представителях класса пресмыкающихся, о насекомых; знает и называет фрукты, овощи и ягоды; имеет представления о травянистых и комнатных растениях; умеет узнавать и называть отдельные виды деревьев; знает о свойствах песка, воды; имеет представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений, о том, как человек может беречь и охранять растения и животных.


Рабочая программа ОО Познавательное развитие Развитие метематических представлений длч детей с ЗПР 4-5 лет Скачать

Аннотация к рабочей программе ОО «Познавательное развитие» Развитие математических представлений для детей с ЗПР,  4-5 лет.

     Программа составлена с учетом содержания образовательной области «Познавательное развитие» адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития  МАДОУ ЦРР д/с № 131. Предназначена для дошкольников 4-5 лет.

     Основная форма реализации программы – занятие продолжительностью 20 минут. Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю. Общее количество занятий в год – 36 занятий.

      Цель освоения программы: формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).

      Содержание программы объединено в пять разделов:

  1. Количество
  2. Величина
  3. Форма
  4. Ориентировка в пространстве
  5. Ориентировка во времени.

В программе запланированы результаты её освоения. Ребёнок по окончании изучения программы:

  • Различает понятия и математические отношения «много», «меньше», «больше», «поровну».
  • Устанавливает равенство множеств на основе составления пар предметов (с помощью педагога).
  • Считает до 5, овладевает порядковым счётом.
  • Сравнивает два предмета по величине (длине, ширине, высоте).
  • Пытается ориентироваться в контрастных частях суток.

Рабочая программа ОО Развитие речи для детей с ЗПР 4-5 лет Скачать

Аннотация к рабочей программе ОО «Речевое развитие» для детей с ЗПР,  4-5 лет.

     Данная программа составлена на основании адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития (образовательная область «Речевое развитие»).  Предназначена для дошкольников 4-5 лет.

     Основная форма реализации программы – занятие продолжительностью  20 минут. Периодичность проведения занятий - 1 раз в неделю. Общее количество занятий в год – 36 занятий. 

    Цель освоения программы: совершенствовать у детей навыки речевого взаимодействия «ребёнок - взрослый», «ребёнок – ребёнок».

    Программа состоит из четырёх разделов:

  1. Развитие словаря
  2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  3. Развитие связной речи
  4. Развитие фонетико–фонематической системы языка и навыков языкового анализа.

    В программе указываются планируемые результаты освоения её содержания: ребёнок умеет сообщать о своих потребностях в активной фразовой речи и вести диалог с взрослым и ребёнком; описывает действия персонажей по картинкам, используя глаголы; воспроизводит разученные потешки, стихи, поговорки, считалки, небольшие по объёму; имеет достаточный запас слов по темам «Осень», «Зима», «Овощи», «Мебель», «Грибы. Ягоды», «Посуда», «Обувь» и др. 


Календарный учебный график (АООП ЗПР, Дрожжевая, 3) Скачать
Учебный план (АООП ЗПР, Дрожжевая, 3) Скачать